Конституция Украины - Основной Закон нашего государства

Вт, 27 июня 2017, 16:58

В этом году Украина будет праздновать 21-ю годовщину Конституции Украины. Это государственный праздник ежегодно отмечается в честь принятия Конституции Украины, состоявшегося 28 июня 1996 года. Конституция Украины вступила в силу со дня ее принятия. Конституция (лат. Constitutio - установка, устройство, порядок) - основной государственный документ (закон), который определяет государственное устройство, порядок и принципы функционирования представительных, исполнительных и судебных органов власти, избирательную систему, права и обязанности государства, общества и граждан. Другие законы государства, как правило, опираются на конституцию.
История украинской конституции во временном пространстве насчитывает несколько веков. У ее истоков лежат такие известные научному миру памятники отечественной правовой культуры, как «Русская Правда» во времена Киевской Руси, «Литовские статуты», акты периода казацкого государства Богдана Хмельницкого (в частности «Мартовские статьи») и др. Будучи органической составляющей истории национального государства, история украинских конституций в определенной степени вобрала в себя весь трагизм украинского народа.
Перед тем, как поговорить о современной Конституцию Украины, давайте кратко ознакомимся с конституционными законами, что ей предшествовали:
1000 год «Русская Правда» - крупнейший сборник древнего русского права, автором которого является Ярослав Мудрый. Это кодификация законов Киевской Руси, в основу которой было положено древнерусское обычное право.
Издан сборник законов был первым летописным кодексом судебных законов Киевской Руси, объединяющим гражданское и уголовное право и все процессы судопроизводства того исторического времени, охватывающий весь ХI век.
1529 год «Статут Великого Княжества Литовского» - основной кодекс права Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтийского. Издавался в трех основных редакциях 1529, 1566 и 1588 годов, которые известны как Литовские статуты. Источниками Литовского статута были обычное литовское, белорусское, украинское право, соответствующая местная судебная практика, «Русская правда», польские судебники и кодексы других стран.
Статут Великого княжества Литовского вобрал в себя основные положения государственного, гражданского, семейного, уголовного и процессуального права княжества, нормы римского, русского, польского и немецкого кодифицированного обычного права, соответствующая местная судебная практика, «Русская правда», польские судебники. Его положения действовали на землях Литвы и Украины до середины XIX века. Устав декларировал равенство граждан независимо от социального положения и происхождения, веротерпимость, ответственность судей перед законом, запрет превращать свободных людей в рабов и т. д. В то же время вводил привилегии князей, магнатов и шляхты, в том числе право на закрепощение крестьян. Литовский статут был основным сборником права в Украине с XVI в. до 40-х годов XIX в. Стал источником российского «Соборного уложения» (1649 г..), «Правь, по которым судится малороссийский народ» и частных украинских кодификационных проектов. На территории Киевской, Подольской и Волынской губерний силу Литовского статута было прекращено сенатским указом от 25 июня 1840 года. В Левобережной Украины 4 марта 1843 был заменен Сводом законов Российской империи.
1710 «Конституция Пилипа Орлика» - договор гетмана Войска Запорожского Пилипа Орлика со старшиной и казачеством Войска, который определял права и обязанности всех членов Войска. Заключенный 1710 года. Написанный на латыни и староукраинском. По оценке украинских историков является одной из первых европейских конституций нового времени.
Этот памятник политико-философской и правовой мысли был одобрен 5 (16) апреля 1710 года на сборах казачества возле городка Тягина на правом берегу реки Днестр (турецкое название - Бендеры; ныне это территория Молдовы). Поэтому ее иногда называют бендеровской конституцией.
1919. Конституции Советской Украины
На территории Украины периода советской власти было принято четыре Конституции УССР - 1919, 1929, 1937, 1978 годов. Они полностью копировали союзные конституции и были формальными, поскольку не отражали реального состояния дел тогдашнего общества. Многие исследователи считают эти конституции квазиконституциямы, поскольку они имели преимущественно декларативный характер и разрабатывались сначала в идеологических отделах ЦК КПСС.
1990 год. Декларации о государственном суверенитете
16 июля 1990 Верховная Рада Украинской ССР провозгласила суверенитет Украины. Декларация о государственном суверенитете Украины стала основой для «Акта провозглашения независимости Украины». 24 августа 1991 Верховный Совет Украинской ССР фактически во второй раз провозгласила Украину независимым демократическим государством, приняв «Акт провозглашения независимости Украины», поддержанный всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 года. Декларация стала фундаментом для будущей Конституции.
1996. Принятие Конституции Украины

28 июля 1996 в 9 час. 18 мин. после 24 часов непрерывной работы Верховная Рада 2-го созыва приняла Основной Закон Украины. Этому историческому моменту предшествовал затяжной период противостояния между Президентом Украины и парламентом, последствиями которого стала невозможность утверждения Конституции в течение практически 6 лет независимости.

В обществе не было единства относительно механизма принятия Конституции (Конституционной ассамблеей или Верховной Радой). Дискуссии возникли также вокруг форм государственного правления в Украине (президентская, парламентская парламентско-президентская, президентско-парламентская республика). Сложными оказались вопросы конституционного определения форм собственности, принципов построения парламента, организации избирательной системы, вопрос государственного языка и символики и тому подобное.
Основные дискуссии вызвали следующие пункты:
 - разделение полномочий между ветвями власти;
 - государственная символика;
 - проблема частной собственности;
 - статус Республики Крым;
 - статус русского языка.
С целью доработки Основного Закона Украины была сформирована новая подкомиссия в составе Конституционной комиссии, которая в целом подготовила обновленный проект, обнародованный через три месяца - 24 февраля 1996. Однако в этом документе вновь были закреплены элементы модели сильного политического режима, президентского правления, унитарная форма государственного устройства и практически ликвидирована система местного самоуправления, а главное - ослаблены функции и деятельность парламента.
На заседании Конституционной комиссии 11 марта 1996 было рассмотрено доработанный проект Основного Закона и направлен в Верховную Раду. Здесь в парламентском зале конституционный процесс вышел за его пределы, вызвав большой резонанс во властных, партийных, общественных кругах. Дискуссии приобрели острых форм: они определили моменты противостояния между президентом и парламентом, политическими силами по тому вопросу, в каком виде и как быстро нужно принимать Конституцию.
В первом чтении 4 июня 1996 проект Конституции существенно изменился в сторону демократизации. В такой обстановке президент при поддержке Совета национальной безопасности и Совета регионов выразил несогласие с изменениями некоторых положений в проекте. С целью сохранения его редакции от 11 марта 1996 Леонид Кучма подписал Указ о проведении в Украине Всеукраинского референдума. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Киевский горсовет фактически отказал в финансировании такого мероприятия.
Основой для этого послужила правовая необоснованность мер президента, поскольку проведение референдума было возможно при участии поддержки его Верховной Радой и Закона "О Всеукраинском и местных референдумах".
С другой стороны, вынесение на всенародное обсуждение проекта от 11 марта 1996 тогда, когда парламентом в первом чтении был принят законопроект от 4 июня 1996 года, выглядело нелогично с политической точки зрения.
Продолжая обсуждение проекта во втором и третьем чтении, 28 июня 1996 парламентарии приняли Конституцию Украины в целом. "За" проголосовали 338 народных депутатов, "против" - 18, "воздержались" - 5. Таким образом, было завершено этап конституционного закрепления украинского государства. Принятие Конституции Украины стало возможным благодаря политическому компромиссу.
Конституция Украины как высший законодательный акт определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности граждан.
Конституция Украины - Основной Закон - это не только название, а чрезвычайно важный политико-правовой документ, который зафиксировал соответствующее состояние развития нашего государства, общества и правовую систему в целом, содержащий взаимосвязаны между собой нормы, создающие основу, необходимую для регулирования важнейших общественных отношений, обеспечения прав и свобод человека и дальнейшего развития нашего государства. И именно в этом заключается социальная ценность Конституции, что позволяет нам рассматривать ее значение и роль как в политическом, так и в юридическом аспектах. Важность принятия конституции для развития публичного права, как науки нельзя уменьшить, ведь именно конституция возникает основным источником последнего и законодательное закрепление основных принципов публичного права только способствует его вхождению в жизнь общества.