Екатерина Гопка : Влюбленный в профессию

Чт, 7 декабря 2017, 9:57

25 октября Боровский Владимир Иванович праздновал свой юбилей. Он родился в Харькове в 1937 году. Когда началась война, находился у дедушки с бабушкой по материнской линии в селе Чутовке Оржицкого района. Здесь мелькнуло босоногое детство. С любовью вспоминает свою первую учительницу – Софию Павловну – спокойную, мудрую и здравомыслящею женщину. Школу закончил отлично. В табеле успеваемости за 6 класс только пятерки.

Решил стать учителем. Вступил в Золотоношское педучилище. Здесь получил фундаментальные, глубокие знания. Позже училище перевели в Лохвицу. С особым уважением Владимир Иванович начинает рассказывать об Арнольде Абрамовиче – преподавателя истории в институте, через которого у юноши проснулась любовь к истории. Хотя до этого, признается, имел большую склонность к литературе. Вел собственный дневник читателя, в котором записывал название произведения, содержание, наиболее больше понравилось и что можно использовать  в педагогической деятельности.

Произведение, которое больше всего запомнилось – это «Овод» Этель Лилиан Войнич. После прочтения этого революционно-романтического романа Владимир Иванович стал смелым, серьезным, волевым, появилось стремление стать похожим на Овода, служить людям. Именно здесь определилась цель в жизни.

После завершения учебного заведения Владимир Иванович преподавал уроки физкультуры, физики и истории в Тимковской школе. Смеясь, рассказывает, что было такое: «преподаешь в них, а потом после уроков они в футбол играть, и я туда с ними». Еще вспоминает, что очень модно тогда было ставить пьесы или же принимать в них участие. И он также был таким артистом, ездили группой со спектаклями по селам. Чуть позже переехал в Старый Иржавец, стал работать учителем физкультуры в старших классах.

Мужчина с благодарностью вспоминает директора одной из школ, в которой он работал, – Петра Ивановича. В один день он сказал Владимиру Ивановичу: «Вам надо учиться дальше». И эта фраза сыграла значимую роль в жизни тогдашнего молодого человека. Он сразу же подал заявление в Харьковский университет. Признается, что с самого детства его тянуло на родину матери. Имел в виду лишь одну цель: «В любой ситуации взять эту вершину». 6 лет учился заочно в университете. Главное, что вынес из этого учения, – «всего нельзя охватить, потому объем человеческих знаний – бесконечен». Но продолжал приобретать знания на протяжении всей жизни.

   Владимир Иванович вспоминает учителя истории и географии Астахова Виктора Ивановича. Его способ преподавания очень нравился Владимиру Ивановичу. Когда проводил урок, то не только рассказывал о исторических фигурах, но и рассказывал которые они были в жизни. Когда изучали, например, Японию, то рассказывал и о нравах этой страны, и о традициях японцев. «Это было так интересно и так увлекательно», –  объясняет Владимир Иванович. Психология в университете также хорошо давалась. «Когда преподователь рассказывал тему, то ты бы сам где-то девался, что сам преображался в те образы, в ту науку, в те человеческие отношения».

В 1964 году Владимир Иванович закончил исторический факультет Харьковского государственного университета им. А. Н. Горького. Сохранилось выпускной альбом с фотографией на первой странице амбициозного юноши, будущего неутомимого историка Оржицкого края.

Судьба привела Владимира Ивановича в Чутовку. Там он преподавал историю и географию. Вынес очень важную вещь с педагогической деятельности: чтобы ученикам было интересно тебя слушать – нужно немало работать над собой.

Но все же сердцем тянулся к истории. Поэтому Владимир Иванович берет направление в университете и едет в Запорожскую область в село Камышеваха. Это была солидная школа, с солидным учительским составом и учениками. Дали тогда ему на воспитание седьмой класс – самый проблемный во всей школе. Но молодой учитель не растерялся и сделал по-макаренскому  : он объединил актив класса из 5-6 человек и избрал старосту – Дубраву Аллу – красивую, активную девушку, которая была сама заинтересована в том, чтобы все в ее классе хорошо учились. От которой, кстати, на днях получил письмо. Алла рассказывала о своем хозяйстве в Запорожье, о винограде, о персиках.

Внезапно выражение лица Владимира Ивановича меняется на мрачный, когда начинает такую ​​историю: «те запорожские степи захватывающие, и красивые, но может случиться в поле и лисья нора, и колодец. Вот и в моем классе была девочка – Тамара. Ее отец – механизатор – ночью пахал землю и его трактор перевернулся. Произошла трагедия. Мы решили всем классом поддержать девушку и пойти на похороны. «Помню это побледнело лицо, эти растерянные, но благодарные глаза, которыми она смотрела на нас, едва сдерживая слезы».

Позже Владимир Иванович вспоминает поездку с детьми на море до Бердянска на грузовой машине. Рассказывает, что побыли на море 2-3 дня, а приехали все загорелые, как негры и очень довольны.

Не забывал Владимир Иванович и о собственном развитии, надо было учить детей, вкладывать им в голову ценные знания. Завуч Мария Кузьминична часто посещала уроки и вот однажды, именно тогда, когда Владимир Иванович рассказывал детям о восстании декабристов, пришла и к нему. Когда проводила анализ урока, была положительно поражена: «Я очевидец событий. Все было точно так, как вы рассказывали, что также там были». Хотя преподавал в Камышевахской школе всего год, но вынес для себя истину: если ты отдаешься работе, детям всей душой, всем сердцем, прилагаешь большие усилия, чтобы из детей выросли действительно достойные люди, то в этом ты чувствуешь счастье своей жизни и работы.

Позже Владимир Иванович переехал с женой, Любовью Николаевной, с которой они идут вместе по жизни уже более 55 лет, в Оржицкий край. Преподавали в Плехове, она – украинский язык, а он – историю и немецкий язык. Опять же дали новому учителю седьмой класс. Пришлось и с ними «воевать», но уже имея опыт в этом, опять создал актив – и дети быстро нашли общий язык с новым классным руководителем. Преподавал по методике Дайра. «Педагогическая деятельность – это второй университет», – говорит учитель.

Позже Владимиру Ивановичу предложили работу в районном комитете в отделе пропаганды и агитации. Это была престижная и ответственная работа. Он читал лекции, выступал перед людьми, рассказывал им о международных отношениях.

А после 1991 года активисту предложили работу в Оржицкому историческом музее. Выделили новое помещение, перевезли все имущество в здание сегодняшнего музея. «Привезли и забыли» – так вспоминает Владимир Иванович о том, как обустраивался музей. Комнату боевой славы помогли обустроить к 50-летию со Дня Победы. Позже к работе присоединился Силков Иван Иванович. В последствии сообщили, что есть художница, которая стремится помочь обустройству музея. Это была тогда еще молодая амбициозная девушка, а сейчас она директор Оржицкого исторического музея – Людмила Григорьевна Мунько. «Пришла и осветила эти залы своей улыбкой, энергией и душевным желанием сделать все как можно лучше», – вспоминает Владимир Иванович. Они вместе восстанавливали этот музей и впоследствии уже можно было приглашать посетителей.

И в 2002 году директором музея стала Людмила Григорьевна, а Владимир Иванович временно ушел в отставку, однако говорит такие слова: «Вы можете меня уволить с должности, но не отстраните от музейного дела.

И в течение следующих десяти лет Владимир Иванович ежедневно ходил в музей как на работу, потому что было очень важно сохранить экспонаты. Однако уже с 2013 года он работает официально экскурсоводом в музее.

Всю свою жизнь Владимир Иванович был и остается активным общественным деятелем. С шестого класса был секретарем комсомольской организации школы. До сегодняшнего дня работает первым заместителем председателя Оржицкой районной организации ветеранов (по его ответственности волонтерская работа). Более двадцати лет был депутатом поселкового совета. Сейчас – член исполнительного комитета.

    Проходят годы, а этот благородный человек не спешит жить, постоянно спокойно и уверенно, всегда веселый и улыбчивый идет по жизни, несмотря на любые испытания судьбы.